Баня в живописи русских художников
Первые упоминания о банях в русских летописях зафиксированы в начале X века. Это были отнюдь не комфортабельные парные с комнатой отдыха и бассейном. Бани наших предков представляли собой деревянные срубы с печкой-каменкой и бадьёй прохладного кваса. Они как нельзя лучше показаны в живописи русских художников.
Строили бани обычно на берегу реки и вне зависимости от времени года ныряли в воду сразу после парилки.
В старину женщины мылись вместе с мужчинами, но в 1743 году был издан указ, который запрещал совместные гигиенические процедуры. Хотя деревенским жителям не было до него никакого дела.
Раньше существовал обычай: невеста перед свадьбой должна сходить в баню вместе с родственницами будущего супруга. Там они смотрели на неё и оценивали состояние здоровья и телосложение.
Считалось, что если девушка худая, то хорошего потомства она не родит.
В чём сила мытья? Конечно, в вениках! На Руси их собирали из ольхи, крапивы, полыни, берёзы и дуба.
Похлёстывание ветками по распаренной коже заменяют полноценный массаж, способствуют открытию пор и усиливают кровообращение.
Но главное — листья веника содержат летучие и эфирные вещества, которые оказывают фармацевтический эффект.
В старину баня считалась одним из самых лучших средств в борьбе с похмельным синдромом.
Наши предки не упускали ни одной возможности попариться в бане. В субботу и перед значимыми событиями проводили ритуал мытья, который не изменялся в течение многих веков.
После парной в обязательном порядке люди ныряли в реку или обливались прохладной водой, а затем вновь шли париться. Вместо мыла на Руси использовали растительную золу, в которой содержится большое количество щёлочи.
Россияне и по сей день чтят старинные традиции, ведь баня — неотъемлемая часть национальной культуры и народной духовности.